Проект закона о бюджете Чувашской Республики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов представил первый заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр финансов Михаил Ноздряков.
Глава Чувашской Республики Олег Николаев:
В проекте бюджета максимально учтены все приоритетные направления. Мы должны расставить приоритеты таким образом, чтобы решать сложные вопросы сегодня, при этом закладывая основы для дальнейшего развития, улучшения качества жизни жителей региона.
В бюджет заложены средства на то, чтобы реализовать масштабные задачи, которые стоят перед Чувашской Республикой. Это обеспечение гарантий в области социальной защиты, социальной помощи, в области образования, развития культуры и иных составляющих социальной сферы.
В бюджете на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов идет существенное увеличение затрат на инфраструктуру. Это те средства, которые Чувашская Республика получает в рамках инфраструктурных кредитов. Это 3,7 млрд рублей, которые будут направлены на создание инфраструктуры в городах Чебоксары и Канаш, где предполагается создать площадки для развития жилищного строительства и социальной сферы. Это возможность поддержки бизнеса за счет реструктуризации бюджетных кредитов, которые Чувашия ранее получила, то есть 4,4 млрд рублей. И здесь мы тоже можем направить высвободившиеся средства на поддержание новых инвестиционных проектов инфраструктуры необходимыми составляющими.
Все это должно существенно улучшить инвестиционный и экономический климат в Чувашии.
Из выступления первого вице-премьера Правительства Чувашии – министра финансов Михаила Ноздрякова
Проект бюджета сформирован на базе основных показателей прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на соответствующий период, использован базовый вариант прогноза.
Основным приоритетом бюджетной политики Чувашской Республики на соответствующий период является достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года, ключевая цель которого – повышение благосостояния граждан.
При формировании проекта бюджета учтены основные направления и мероприятия, которые реализованы в рамках исполнения Послания Президента РФ от 15 января 2020 года. Основные из них – это ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет, социальные контракты, бесплатное горячее питание в начальной школе, дополнительные места в школах, модернизация детских школ искусств, ежемесячные выплаты по 5 тысяч рублей педагогам за классное руководство, модернизация первичного звена здравоохранения.
В проекте бюджета нашли отражение мероприятия, реализуемые в рамках Послания Президента РФ от 21 апреля 2021 года. Это комплекс мер, направленный на борьбу с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, надбавка в 5 тысяч рублей педагогам техникумов и колледжей, обновление парка школьных автобусов, строительство школ, обновление библиотек, домов культуры, детских театров, музеев в сельской местности.
Из заключения и выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Светланы Аристовой:
Проект бюджета на предстоящий трехлетний бюджетный цикл сформирован в соответствии с бюджетным законодательством и нормами бюджетного планирования.
В законопроекте соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом в части размера дефицита и его источников, предельного объема государственного долга, расходов на его обслуживание, определены объемы межбюджетных трансфертов.
Показатели законопроекта соответствуют установленным Бюджетным кодексом принципам сбалансированности бюджета и общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
Все действующие на текущий момент расходные обязательства и новации нашли свое отражение в проекте бюджета.
Основные параметры республиканского бюджета на 2022 год выглядят следующим образом: доходы - 66 981 138,1 тыс. рублей, расходы - 70 746 790,9 тыс. рублей, дефицит и источники финансирования дефицита бюджета -3 765 652,8 тыс. рублей (или 10,8% общего годового объема доходов).
Говоря о доходной части бюджета, необходимо отметить, что Чувашия в прошлом кризисном году вошла в число 6 субъектов ПФО, обеспечивших рост собственных доходов. С учетом складывающейся экономической ситуации собственные доходы республиканского бюджета за 10 месяцев этого года составили 28,9 млрд. рублей, с ростом на 13% к аналогичному периоду 2020 года. В целом, поступление собственных доходов в текущем году оценивается в 33,9 млрд рублей, с ростом к 2020 году на 8,2%.
Собственные доходы республиканского бюджета в 2022 году оцениваются в объеме 34,8 млрд. рублей с ростом к оценке поступлений 2021 года на 2,8%. Далее соответственно по годам с ростом на 3,3% и 4,7% в 2023 и 2024 годах. Общий объем доходов республиканского бюджета в 2022 году оценивается в сумме 67 млрд. рублей или 91,5% к оценке поступлений 2021 года. При этом к первоначально утвержденному плану 2021 года рост – на 8,9%.
Из заключения и выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Светланы Аристовой:
Собственные (налоговые и неналоговые) доходы на 2022 год планируются в сумме 34,8 млрд. рублей (рост 2,6), что составляет 52% в общей сумме доходов.
Налоговые доходы являются основным источником доходов, в разрезе всех налогов прогнозируется рост их поступления. В целом оценивая планируемые объемы налоговых поступлений бюджета, можно сказать, что представленные расчеты реалистичны.
Неналоговые доходы планируются на уровне 2020 года, что говорит о консервативном подходе планирования со стороны администраторов доходов.
Безвозмездные поступления предварительно предусмотрены пока меньше 18,2% к утвержденному закону 2021 года (32 176,3 млн. рублей), федеральные средства не распределены в полном объеме.
Проект республиканского бюджета по безвозмездным поступлениям сформирован с учетом проекта федерального бюджета на 2022 – 2024 годы, который принят в первом чтении. Безвозмездные поступления в 2022 году учтены в объеме 32,2 млрд рублей, с ростом к первоначально утвержденному бюджету текущего года на 4,7%.
На сегодняшний день стали доступны поправки ко второму чтению федерального бюджета, исходя из которых мы видим, что в федеральном бюджете для Чувашской Республики на ближайшие три года предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме почти 92 млрд рублей, с ростом на 6,2 млрд рублей к тем объемам, которые сегодня учтены в проекте бюджета.
В частности, на 2022 год предусмотрено 33,3 млрд рублей, то есть на 1,1 млрд больше, чем в представленном законопроекте. На 2023 год дополнительно предусмотрено 1,7 млрд рублей. На 2024 год - 3,4 млрд рублей. Хотя поправки еще не приняты, их рассмотрение ожидается в Госдуме России 23 ноября, но они внесены Правительством РФ и есть уверенность, что их поддержат.
Из средств, которые дополнительно предусмотрены, хочу озвучить две основные статьи. Первая - это дополнительные средства на господдержку малого и среднего предпринимательства - на три года дополнительно республике выделено порядка 1,4 млрд рублей, в том числе на 2022 год - 403,5 млн рублей, из которых почти 400 млн рублей - это дополнительные средства на развитие индустриальных парков и ряд других направлений поддержки малого бизнеса. И другая очень существенная сумма на три года - 3 млрд 239 млн рублей - в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» республике выделяется на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, о чем говорилось в рамках публичных слушаний. В 2022 году это дополнительно почти 538 млн. рублей.
Также необходимо отметить дополнительные средства, практически позволяющие завершить реконструкцию стадиона «Волга» - 418 млн рублей.
Соответственно, с принятием Закона о федеральном бюджете эти средства будут учтены в сводной бюджетной росписи и в последующем будут учтены в республиканском бюджете.
При этом важно отметить, что ежегодно, благодаря новым программам и работе Правительства республики, Чувашии из федерального бюджета в течение года предоставляются дополнительные средства. В частности, в нынешнем году объем межбюджетных трансфертов из федерального центра вырос по сравнению с первоначально утвержденными цифрами практически на 7 млрд. рублей, или на 22%.
Из заключения и выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Светланы Аристовой:
Бюджетные ассигнования на трехлетний период предусмотрены в проекте бюджета 100% на реализацию 23 государственных программ Чувашской Республики. В соответствие с утвержденным перечнем государственных программ Чувашской Республики ожидается принятие до конца 2021 года новой программы «Развитие туризма и индустрии гостеприимства». При этом с учетом целей устойчивого развития, национальных проектов планируется обновить многие действующие государственные программы.
Значительное увеличение расходов в 2022 году предусмотрено по 7 государственным программам в том числе «Экономическое развитие Чувашской Республики» в 2022 году на 2 099 869,4 тыс. рублей или в 2,6 раза; «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем» в 2022 году на 1 767 078,4 тыс. рублей или на 79,6%.
На реализацию 35 региональных проектов в 2022 году направляется 14,2% всех расходов республиканского бюджета более 10 млрд. рублей (за три года предусмотрено более 28 млрд. руб.). По сравнению с 2021 годом предусматривается финансирование по новому региональному проекту «Сохранение уникальных водных объектов» в рамках национального проекта «Экология» и национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».
На реализацию адресной инвестиционной программ запланировано 10% от общих расходов. В РАИП предусмотрено строительство и разработка проектной документации по 72 объектам. Следует отметить, что из них 20 объектов - это строительство (реконструкция) объектов муниципальной собственности. Кроме того, в РАИП предусмотрено дополнительно 13 мероприятий по укрупненным инвестиционным проектам.
Структура проекта РАИП на 2022 год претерпела значительные изменения по сравнению с 2021 годом - в 3,9 раза увеличены расходы по отрасли «Жилищное строительство», в 2,2 раза – по отрасли «Дорожное хозяйство».
Кроме сохранения социальной направленности бюджета продолжается тренд на обеспечение устойчивого развития муниципальных образований. Проектом закона доля межбюджетных трансфертов в расходах республиканского бюджета составляет 32,7% (23 140 984,1 тыс.).
Необходимо отметить, что при формировании бюджета Чувашской Республики учтены средства, предусмотренные новыми инструментами финансирования, которые сегодня предоставлены республике федеральным центром.
Так, в 2020-2021 годах реструктуризирована задолженность Чувашии на 2022 – 2024 годы по бюджетным кредитам в объеме 4,4 млрд рублей, которые можно будет направить на реализацию новых инвестиционных проектов. На сегодняшний день весь пул новых инвестиционных проектов подобран, проработан, подготовлены соответствующие обоснования – часть из них одобрена, часть находится на согласовании в Минэкономразвития России. Реализация указанных проектов позволит привлечь в экономику республики внебюджетные инвестиции в объеме 14,1 млрд рублей и создать 1231 дополнительное рабочее место.
Второй инструмент, новое направление, которое сегодня учтено в проекте бюджета, это инфраструктурные бюджетные кредиты в объеме 3,7 млрд рублей на 2022 – 2024 годы. Это средства, которые направляются, прежде всего, на строительство инженерной инфраструктуры для целей жилищного строительства.
В рамках строительства жилых комплексов и инфраструктуры планируется обеспечить привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций в объеме 39,3 млрд рублей, что позволит построить порядка 809 тысяч кв. метров жилья для проживания порядка 45 тысяч жителей республики.
Продолжится реализация Индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики (ИПСЭР). Чуть более 3 млрд рублей предусмотрено на следующую трехлетку в проекте бюджета.
Новое направление - это развитие частных технопарков. В 2022 году на финансовое обеспечение затрат, связанных со строительством технопарков, в проекте бюджета предусмотрено в размере 606 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 600 млн рублей. Поправками ко второму чтению федерального бюджета на эти цели предусмотрено на три года дополнительно 1,4 млрд рублей, в том числе на 2022 год - порядка 400 млн. рублей. То есть в следующем году будет возможность направить на развитие технопарков практически 1 млрд. рублей.
Если сложить объемы средств, которые предусмотрены по этим новым направлениям, включая ИПСЭР, то общая сумма с учетом дополнительных средств, предусмотренных в рамках второго чтения федерального бюджета, составит 13 млрд рублей. Это значимая сумма с точки зрения применения механизма государственно-частного партнерства.
В рамках публичных слушаний был задан вопрос по поводу санаторно-курортного комплекса «Чувашия-курорт». Могу прокомментировать, в рамках подпрограммы «Туризм», госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» было подписано соглашение по реализации проекта. Внебюджетные инвестиции, которые предусмотрены, начиная с 2019 года по 2024 год, на реализацию этого проекта, составляют 800 млн рублей. Проектом республиканского бюджета на 2022 год в рамках данного соглашения предусмотрен 81 млн 285 тыс. рублей, из которых 76,4 млн рублей - средства федерального бюджета. Если соотнести 80 и 800 – то это хороший пример привлечения внебюджетных инвестиций - на 1 рубль бюджетных средств приходится 10 рублей частных.
Основные меры бюджетной политики направлены на достижение национальных целей.
В 2022 -2024 годах будет продолжена реализация мер, направленных:
- на повышение уровня рождаемости и защиты детства – на три года предусмотрено 23,4 млрд рублей, в том числе на 2022 год – 7,3 млрд рублей.
- на мероприятия по снижению уровня бедности, поддержку доходов населения – на три года заложено 12,3 млрд, из которых на 2022 год - 4,2 млрд. рублей
Предусмотрена индексация всех социальных выплат, которые осуществляются за счет республиканского бюджета, на 4%.
Основные меры также направлены на поддержку пожилых граждан, ветеранов труда, тыла. В рамках поддержки малоимущих граждан предусмотрены социальные выплаты безработным, выплаты субсидий за ЖКУ малообеспеченным.
Всего на социальную политику в трехлетнем бюджете предусмотрен 61 млрд рублей, из них 19 млрд 652 млн рублей - в 2022 году.
На мероприятия по снижению смертности и повышению качества и доступности медицинской помощи на три года предусмотрено 13,1 млрд рублей, из них на 2022 год – 5,7 млрд. рублей. Здесь учтены программы модернизации первичного звена здравоохранения, лекарственное обеспечение, программы, направленные на предотвращение смерти от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и болезней органов дыхания.
Предусмотрены средства в объеме 1 млрд 549 млн рублей на строительство в течение трех лет 71 объекта капитального строительства, в том числе 20 врачебных амбулаторий, 39 ФАПов.
Всего по отрасли здравоохранения на три года в проекте бюджета предусмотрено 13 млрд. 108 млн. рублей, на 2022 год – 5 млрд 736 млн рублей.
Для расширения возможностей для самореализации и развития талантов будет обеспечено финансирование отраслей образования, культуры и спорта, на которые за три года планируется направить 58,6 млрд рублей, в том числе в 2022 году – 20,3 млрд рублей.
В рамках развития образования продолжится строительство школ. Завершение строительства школы в Садовом, начало строительства в Университетском. Хорошая новость, что на сегодняшний день в рамках проекта «Современный облик сельских территорий» одобрено строительство школы в Марпосаде, на что предусмотрено 276 млн рублей.
В республике в 2022 году предусматривается реализация 35 региональных проектов. На их реализацию предлагается направить 14% всех расходов республиканского бюджета следующего года.
В целом, расходы республиканского бюджета в 2022 году оцениваются в объёме 70,7 млрд рублей, с ростом к первоначальному утвержденному объему расходов текущего года почти на 10%. В отраслевом разрезе наибольшие суммы направляются на разделы «Социальная политика» - 19,7 млрд. рублей, «Образование» - 17,7 млрд. рублей, «Национальная экономика» - 11,7 млрд рублей. Практически по всем направлениям отмечается существенный рост.
Общий объём инвестиций на 3 года составляет 18,2 млрд рублей, в том числе на 2022 год - 7,7 млрд рублей, что на 4,2% больше первоначально предусмотренных в 2021 году.
Большое внимание традиционно уделяется межбюджетным отношениям - поддержке муниципалитетов. В проекте бюджета 64,2 млрд. рублей предусмотрено на три года и 23 млрд. рублей на 2022 год. То есть практически треть расходов - 33% - направляется на поддержку муниципалитетов. С июля 2020 года в республике работает Правительственная комиссия по проведению инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, было проработано много вопросов, многие предложения и решения комиссии нашли отражение сегодня в проекте бюджета - это централизация МФЦ, передача функций заказчика Минстрою Чувашии, софинансирование расходов по проектированию объектов муниципальной собственности и централизация функций внешнего финансового контроля путем передачи этих функций Контрольно-счётной палате Чувашской Республики.
В Чувашии обеспечивается задача по поддержке долговой устойчивости. Дефицит бюджета на 2022 предполагается на уровне 10,8%, на 2023 - 7,7% к собственным доходам бюджета. Параметры бюджета на 2024 год планируются с небольшим профицитом.
Государственный долг на 1 января 2023 года прогнозируется в объёме 15,2 млрд, по годам соотношение к собственным доходам - 43,6%, 49,9%, 47,2%, что соответствует условиям заключенных соглашений с Минфином России.
Из заключения и выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Светланы Аристовой:
Расходы республиканского бюджета несколько снизятся в 2022 году по сравнению с 2021 годом, хотя к первоначальному бюджету 2021 года рост на 10% (первоначальный бюджет 2021 года 64 372 606,7). Если взять все бюджетные расходы к уровню 2019 года, т.е. до пандемийного периода, то они растут в 2022 году на 15 млрд. 563 млн. рублей.
По запланированным расходам бюджет – социально-ориентированный, инвестиционный, программный.
Более 60,9% составляют расходы по трем разделам - «Социальная политика» (19651,6 млн.руб.), «Образование» (17702,9 млн.руб.), «Здравоохранения» (5736,9 млн.рублей). Расходы на социальную политику - рост к 2019 году на 6241,7 млн. рублей. Доля в структуре общих расходов республиканского бюджета (бюджетные ассигнования, направляемые в 2022-2024 годах на исполнение публичных нормативных обязательств, т.е. нормируемые социальные гарантии) составит: в 2022 году –12,9%, в 2023 году – 14,8%, в 2024 году – 15,9% (в 2021 году – 11,6%) и их объем закладывается с ежегодным увеличением.
В этой связи обосновано и своевременно предъявляются дополнительные требования и к финансовой дисциплине.
Статьей 8 проекта закона о бюджете расширяется перечень казначейского сопровождение представляемых бюджетных средств из республиканского бюджета.
Возрастает роль парламентского контроля за эффективным и результативным использованием бюджетных средств и деятельностью органов исполнительной власти. Неоднократно отмечалось, 23 муниципальных представительных органов добровольно передали полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольной счетной палате Чувашской Республики. Принятие решение осталось за депутатами 3 муниципалитетов.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в проекте бюджета на 2022 – 2024 годы практически по всем отраслям отмечается значительный рост объёмов. Объем республиканского бюджета на 2022 год – беспрецедентный - 70,7 млрд рублей плюс дополнительно 1,1 млрд - это уже практически 72 млрд. рублей. В полном объёме финансово обеспечиваются все социальные обязательства, выплата заработной платы, содержание бюджетной сети, реализация мероприятий по национальным проектам, по достижению национальных целей, учтены мероприятия Стратегии развития Чувашской Республики. Существенное увеличение средств предусмотрено на инвестиции и на стимулирование инвестиций. Последовательно внедряются подходы, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Проект бюджета в установленном порядке согласован с Минфином России, получено положительное заключение Контрольно-счётной палаты Чувашской Республики.