1935 ÇУЛТА ФЕВРАЛĔН 17-МĔШĔНЧЕ ТУХМА ПУÇЛАНĂ (Газета издается с 17 февраля 1935 года)
Четверг, 6 Октябрь 2022 г.
3 марта 2022 г. 20:19

А.А. Кокель – основоположник чувашского изоискусства

 2022 г. в Чувашии объявлен Годом выдающихся земляков. В связи мы продолжаем знакомить с людьми, внесшими значительный вклад в развитие республики, чьи личные фонды хранятся в госархиве.

  Алексей Афанасьевич Кокель родился в с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревский район Чувашской Республики) 13 марта 1880 г. в бедной чувашской семье под фамилией Афанасьев, которую только к 25 годам сменил на Кокель. С 7 лет Алексей начал посещать местную сельскую школу, но в 11-летнем возрасте, на третий год посещения школы, он заболел костным туберкулезом и проболел вплоть до 1899 г. Ввиду болезненного состояния и отсутствия возможностей для физической работы у будущего художника было достаточно времени для занятия любимым делом — рисованием. Из вспоминания Кокеля следует: «… Как только в школе я получил в руки карандаш, грифель и грифельную доску, я приступил к рисованию домашних птиц и животных - в профиль, фас мне давался. Развитие в этой области шло успешно. Все немногочисленные иллюстрации небольшой школьной библиотеки самого разнообразного содержания я дома по ночам копировал с огромным прилежанием и любовью …». В его родном селе не было художников, и слухи об удивительных способностях мальчика быстро распространились. Так, Алексей стал получать заказы от крестьян на изготовление икон и картинок религиозного содержания, и на удивление родителей увлечение сына переросло в получении источника доходов для всей семьи. Из автобиографии живописца: «… Стены черной избы, в которой протекало мое детство, были до отказа увешаны моими работами, которые служили образцами для заказчиков …».

  Переломным моментом в жизни А.А. Кокеля был 1889 г., когда Поволжье поразили голод и эпидемия. Его спасли студенты-медики, приехавшие в Чувашию из г. Петербург на борьбу с эпидемиями. Они увезли Алексея Афанасьевича на лечение в столицу. Здесь и состоялось его знакомство с настоящим художественным искусством, с видными художниками того времени. Он начал заниматься в домашней мастерской ректора Императорской Академии художеств Владимира Егоровича Маковского (1846–1920) и его сына Александра Владимировича Маковского (1869–1924) - руководителя Высших педагогических курсов при Академии.

   В 1903 г. Кокель занимался в Нормальной рисовальной школе при Академии художеств, затем был зачислен вольнослушателем Академии художеств, а в 1904 г. поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. В 1906 г. на выставке дипломных работ увидев картину Алексея Афанасьевича «Портрет чувашской женщины» Илья Репин дал высокую оценку. Так была решена дальнейшая творческая судьба А.А. Кокеля, он был зачислен в индивидуальную мастерскую И.Е. Репина. В 1912 г. Алексей Афанасьевич Кокель успешно окончил академию. Его дипломная работа «В чайной» благосклонно принялась членами комиссии, данная работа принесла автору славу выдающегося мастера своего времени. Появление картины «В чайной» на отчетной выставке академии вызвало ряд отзывов в столичных газетах. В автобиографии А.А. Кокеля написано: «Репин писал о ней в газете «Вечернее время» в 1912 г.: «… дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе и в работах учеников мастерских, вспоминается только разве с большой силой полотно того художника (Кокеля), который написал картину «В чайной», в ней есть оригинальность и типичность …». Картина «Чайная» принесла живописцу победу в конкурсе и право на командировку в страны Западной Европы для дальнейшего совершенствования в живописи. Художник побывал в Германии, Франции, Италии.

  Вернувшись в Россию Кокель активно принимал участие на различных выставках, а в 1916 г. уехал в г. Харьков, где по рекомендации И.Е. Репина был назначен на должность преподавателя местного художественного училища. С этого момента и до самой смерти его жизнь была связана с Украиной. В годы Гражданской войны Кокель был главным военным художником Украины. По его эскизам оформляли Харьков в период проведения праздников, агитпоезда, выезжавшие на фронт, спектакли, плакаты. Позже он был назначен ректором Харьковского художественного института.

  В личном фонде художника, который хранится в Государственном архиве современной истории Чувашской Республики имеется копия творческой характеристики члена Союза Советских художников УССР, профессора Кокеля А.А. составленной в 1953 г., где указано: «… На протяжении своей 37-ми летней художественно-педагогической деятельности, проф. Кокель А.А., принимает самое активное участие в реформе художественного образования на Украине, состоя членом многих комиссий по художественному образованию. За время педагогической деятельности, проф. Кокель А.А. воспитал целый ряд талантливых художников, среди которых - художники: Горпенко, Стадник, Жигимонд и другие …». Алексей Афанасьевич не прерывал связей с Чувашией. В 1933 г. он получил правительственный заказ написать картину «Ликбез» к празднованию 15-й годовщины Чувашской автономии.

  В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. семье А.А. Кокеля не удалось выехать из г. Харькова, и они вынуждены были остаться в оккупированном городе. В послевоенные годы Алексей Афанасьевич возобновил педагогическую деятельность, заведовал кафедрой рисунка в Художественном институте и возвратился к активной творческой жизни.

  4 февраля 1956 г. в г. Харькове перестало биться сердце живописца – Алексея Афанасьевича Кокеля.

  После смерти художника его творческое наследие долгие годы бережно хранила его супруга Анна Афанасьевна Кокель. Сейчас произведения Алексея Афанасьевича хранятся в музейных собраниях Киева, Харькова, Донецка. А огромная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее.

   С целью увековечения памяти о художнике и в связи с празднованием 100-летия со дня рождения в 1980 г. его именем названа улица в г. Чебоксары, в с. Тарханы Батыревского района был открыт музей-усадьба и детская художественная школа им А.А. Кокеля, осенью 2004 г. рядом с домом-музеем был заложен парк.

Поделиться:
Распечатать